Экология достаточно молодая наука: её «официальный возраст» составляет всего полтора столетия, однако в последние полвека она стремительно превратилась в одну из важнейших наук современности. По гречески «экос» – дом, «логос» – наука. Экология – наука о доме, о месте жительства, о нашей планете – совсем, как оказалось, небольшой и очень уязвимой!

Экологические знания требуются современному человеку постоянно, они должны быть все время с нами, как часть сознания, как умение читать и писать, как элементарные правила поведения. Если каждый человек будет представлять последствия от выкинутой им банки, разведенного костра, спиленного дерева, мир, несомненно, изменится к лучшему. Подобно тому, как изучение права помогает человеку осознать ответственность перед законом, так знание экологии помогает осознать ответственность перед природой.

Хотите систематизировать и углубить знания по экологии? Понять и полюбить эту науку?

Изображение недоступно
Изображение недоступно
Изображение недоступно
Arrow
Arrow

Видеоматериалы

"Вишневый день"
Короткометражный фильм режиссера Инны Хамидуллиной, лауреат кинофестивалей "Кинозрение" (Уфа, 2012 г.), "Волшебный мир" (Рязань, 2013 г.), "Чистый взгляд" (Казань, 2014 г.)
"Экология как наука. Современные экологические мировоззрения"
Лекцию читает доктор химических наук, профессор кафедры Прикладной экологии УГНТУ Хлебникова Татьяна Дмитриевна

___

"Вишневый день" короткометражный фильм реж. Инны Хамидуллиной

___

"Экология как наука"                             (часть 1)

___

"Современные экологические мировоззрения" (часть 2)

Методические разработки

По горизонтали:

  1. Живое население экосистемы
  2. Совокупность живых организмов, почвы и атмосферы на однородном участке суши
  3. Австрийский ученый, автор термина «биосфера»
  4. Организм, синтезирующий органическое вещество (продуцент)
  5. Область распространения вида или популяции
  6. Явление расхождения организмов по экологическим нишам
  7. Воздушная оболочка Земли
  8. Химический элемент, компонент воздуха и белков
  9. Организм, разлагающий органическое вещество до неорганических
  10. Хвойное растение
  11. Российский ученый, создавший учение о биосфере и ноосфере
  12. Организм, питающийся за счет организма-хозяина
  13. Особо охраняемая природная территория
  14. Компонент среды, прямо или косвенно влияющий на живые организмы

По вертикали:

  1. Область обитания живых организмов Земли
  2. Мертвое органическое вещество
  3. Совокупность абиотических факторов экосистемы (климата, почвы и т.п.)
  4. Экосистема избыточного увлажнения
  5. Приспособление организма к условиям окружающей среды
  6. Место выпаса скота
  7. Процесс постепенного изменения состава, структуры и функций экосистемы
  8. Группа особей одного вида в пределах однородных условий с числом, достаточным для самовоспроизведения
  9. Твердая оболочка Земли
  10. Немецкий ученый, давший название науке экологии
  11. То, что окружает все живые организмы, в т.ч. и человека
  12. Временное состояние организма, при котором все жизненные процессы крайне замедляются
  13. Однородное по абиотическим и биотическим факторам местообитание, занятое одним сообществом
  14. Особо охраняемая природная территория
  15. Детрит, накапливающийся в болотах (слабоперегнившие остатки растений)

 

 

 План лекционно-практических занятий по курсу«Экология»

 

 

Лекции

(основное содержание)

Лабораторные
и практические работы

1.

Экология как наука, предмет, структура и методы экологии. Определение экологии. Основные задачи и предмет курса. История развития экологии как науки. Структура современной экологии. Подходы и методы современной экологии, ее связь с другими науками (2 часа)

Лаб.раб. № 1. Определение устойчивости растений к высоким температурам (2 часа)

 

2.

Основы факториальной экологии. Понятие об экологических факторах. Классификация экологических факторов. Основные законы факториальной экологии. (2 часа)

Лаб.раб. № 2. Отстаивание (2 часа)

 

3.

Основы аутэкологии. Предмет аутэкологии. Понятие об адаптациях организмов к условиям окружающей среды. Классификация адаптаций.. Биоритмы. Адаптивные комплексы (жизненные формы, экологические группы, стратегии поведения). Экологическая ниша (2 часа)

Лаб.раб. № 3 Изучение радиоактивности портативным прибором РКСБ-104 (2 ч)

4.

Основы экологии популяций. Определение популяции. Статические и динамические показатели популяции. Понятие экотипа. Типы роста популяций. Факторы, определяющие численность популяций в экосистеме. Механизмы поддержания популяционного гомеостаза. Рациональное использование популяций (2 часа)

Игра-викторина «Экологический ликбез». Командные соревнования, решение кроссворда

5

Основы синэкологии (биоценоэкологии). Биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Структура и классификация экосистем. Функциональные группы видов в экосистеме. Биоразнообразие. Трофическая структура экосистем (экологические пирамиды). Биологическая продуктивность экосистем.

Моделирование естественной экосистемы («Остров», «Болото», «Тундра» и т.п.)

6.

Рациональное использование естественных экосистем. Экологические сукцессии. Лесные, луговые, степные, горные и др. экосистемы.

Практическая работа «АгрЭС» и «УрбоЭС» (1 час)

 

7.

Охрана естественных экосистем. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Популяционно-видовой и экосистемный уровни охраны природы. Заповедники, заказники, национальные и природные парки. Правовая охрана ООПТ.

Расчетная работа «Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха на предприятии АТП» (1 час)

 

8.

Антропогенные экосистемы. Агроэкосистемы. Структура и источники энергии АгрЭС. Основные пути повышения экологичности сельского хозяйства. Экология растениеводства и животноводства, поддержание плодородия почв. Экология города. Особенности городских экосистем. Концепция экосити.

 

Лаб. раб. № 4 Анализ безопасности пищевых продуктов по этикетке (1 час).

 

9

Проблема загрязнения атмосферного воздуха. Виды и источники промышленных и транспортных загрязнений. Классификация загрязняющих веществ (ЗВ) и экологические нормативы. Вклад отдельных отраслей промышленности и транспорта в загрязнение атмосферы и пути снижения выбросов ЗВ в атмосферу.

 

Лаб. раб. № 5 Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта на участке магистральной улицы (по концентрации СО) (2 часа)

 

10

Водные ресурсы и их охрана от загрязнения. Основные загрязнители и источники загрязнения. Классификация и характеристика основных методов очистки сточных вод.

 

Лаб. раб. № 6. Определение органолептических показателей качества воды»

11

Проблема твердых отходов. Вклад различных отраслей промышленности в накопление твердых отходов. Пути обезвреживания и утилизации. Рекультивация поверхностей, занятых твердыми отходами. Проблема бытового мусора

Ролевая игра «Заседание мэрии по вопросам городской экологии» (1 час)

 

12

Основные экологические мировоззрения. Концепция устойчивого развития. Продовольственная безопасность. Решение энергетической проблемы. Ресурсосбережение. Преодоление потребительского подхода. Роль международного сотрудничества.

 

Конкурс эссе «Мое экологическое мировоззрение»

Основная литература

  1. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. Учебник для вузов. Ростов-на –Дону, «Феникс», 2005 г.
  2. Чебышев Н.В., Филиппова А.В. «Основы экологии» Учебное пособие. Москва, «Новая волна», 2004 г.

Дополнительная литература

  1. Потапов А.Д Экология. Учебник для строит.спец.вузов. Москва, «Высшая школа», 2009 г.
  2. Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова «Экология вокруг нас».Уфа, «Гилем», 2007 г.
  3. Журнал «Экология и жизнь»

Разработала профессор каф. Прикладной экологии УГНТУ, д.х.н. __________________ Хлебникова Т.Д.

 

Учебные пособия

Рекомендовано УМО РАЕ по классическому университетскому и техническому образованию в качестве учебного пособия для учащихся старших классов общеобразовательных учебных заведении и студентов высших и средних учебных заведений, изучающих дисциплину 808 – «Экология». Авторы учебного пособия Хлебникова Т.Д., Хамидуллина И.В., Саяпова В.В.
В учебном пособии изложены основные понятия и законы общей экологии, а также основы прикладной экологии и рационального природопользования с точки зрения концепции устойчивого развития.
Рекомендовано Министерством образования Республики Башкортостан в качестве учебного пособия для высших и среднеспециальных учебных заведений
Пособие предназначено для студентов УГНТУ всех специальностей, изучающих дисциплину «Природа и экология Башкортостана». Может быть использовано при изучении дисциплин «Экология», «Экологический мониторинг», «Безопасность жизнедеятельности».

Фотогалерея

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://en-learning.ru/naturalsciences/#sigProId6b214ce32b

 

Контакты

­Свяжитесь с нами

Если вам нужна дополнительная информация, заполните эту форму. Мы свяжемся с вами как можно скорее.

Контактная информация

Центр Довузовского Образования

450062, г. Уфа, ул. Космонавтов, 8, УГНТУ, корп. 3, каб. 105, 114.

тел. (347) 243-11-33, 260-58-61 (факс).

e-maildovuzcenter@mail.rukhlebnikovat@mail.ru

ВКонтакте: vk.com/clubcdo.